Прекрасный мир Загрузка

Теория разумного эгоизма

Опубликовано От admin

Приветствую, дорогие читатели и подписчики блога! Я уже затрагивала тему эгоизма относительно самодостаточности, но сегодня хочу поговорить о теории разумного эгоизма.

Эгоизм – одно из самых неоднозначных проявлений человеческого характера. Кого из нас не упрекали хоть раз в этом чувстве, кому из нас не было стыдно за то что, свои личные цели ставил выше всего остального мира. Эгоизм еще иногда называют гордыней, грехом прелести, себялюбием.

Во всех этих словах сквозит отрицательная оценка, негативное отношение. Но справедливо ли мы упрекаем людей в этом чувстве? Можно ли полностью забыть о себе, руководствоваться только общественными интересами? Практика показывает, что нет. И в первую очередь потому, что эгоизм является естественной частью нас самих, продолжением инстинкта самосохранения. Поскольку само понятие трактуется достаточно широко, следует разграничивать саму категорию «эгоизм», берущую свое происхождение от латинского слова «ego» и теорию разумного эгоизма, являющуюся наиболее адекватным и комфортным вариантом существования человека в обществе.

Что обычно люди понимают под эгоизмом? Удовлетворение собственных желаний, отсутствие внимания к нуждам и заботам других. Но только ли это скрывается под маской этого понятия? Нет. В понятии эгоизма есть еще и положительные стороны и именно с ними связана упомянутая ранее теория разумного эгоизма.

Эта теория «разумного себялюбия» впервые была сформулирована в творчестве французских философов – Дидро, Гольбаха, Гельвеция в эпоху Просвещения, ознаменовавшейся противоборством христианской морали и только начавшей формироваться буржуазной этики. Позднее была частично заимствована Фейербахом в Германии, Чернышевским в России.

Молодые буржуа наступали, им хотелось жить, веселиться в свободном от библейских нравоучений обществе, церковь же продолжала сурово повторять: «сначала любовь к Богу и ближнему, а потом уже все остальное». Путь компромисса не был найден, и новая этика была утверждена только благодаря буржуазным революциям. Великолепно теория разумного эгоизма обоснована в творчестве Айн Рэнд «Источник», «Атлант расправил плечи».

Говоря в двух словах, разумный эгоизм – это утверждение эгоистического мотива в основании любого человеческого поступка и видение за любым как общественно значимым, так и личностным действием заинтересованности, личного корысти человека. Разумный эгоизм – умение жить в согласии с другими, при этом не забывая о своих личных желаниях и интересах. В этой теории мы видим не одинокого социопата, упрямо твердящего подобно героям Жан-Поля Сартра «Ад – это другие», а человека с конструктивным мышлением, готового к диалогу и сотрудничеству.

Теория разумного эгоизма является попыткой найти гармоничный путь развития, избегая крайностей, как эгоцентризма, так и неоправданного альтруизма. Если верить данной концепции, бескорыстного служения ближнему, чистого альтруизма в природе просто не существует.

Если другие люди делают вам что-то просто так, необязательно чувствовать себя обязанным. Это их личный выбор и их личное право. Точно так же и гении творят не для других – в первую очередь они делают это для себя, для собственного развития и самоактуализации. Никто никому ничем не обязан – все поступки совершаются на добровольной основе и маскируют хорошо скрытый человеческий интерес.

Теория разумного эгоизма ставит в основу приоритетного принципа человеческой жизни не экзальтированные призывы любви к ближнему, а вполне земное чувство здравого смысла. И, может быть, здесь действительно есть зерно истины. Разве может человек возлюбить кого-то, не научившись любить себя? Нет нигде готовых ответов, каждый должен решить этот вопрос самостоятельно.

admin
webmaster@prekrasniy-mir.ru

Добавить комментарий