«Ночные дороги» Гайто Газданова. Главная книга о русской эмиграции

100 лет назад, в 1923 году, молодой русский писатель Гайто Газданов переехал из Константинополя, куда он бежал во времена Гражданской войны, в Париж. Во французской столице эмигрант работал на автомобильном заводе, мыл паровозы и разгружал торговые суда в порту. Денег на жилье хватало не всегда, и ночевать Газданову порой приходилось под мостом. Его финансовое положение стало исправляться лишь в 1928 году, когда писатель начал таксовать по ночам.

Параллельно с работой шофером он успевал учиться на историко-филологическом отделении Сорбонны. Свой дебютный роман «Вечер у Клэр» автор опубликовал в 1929 году, однако ничего, кроме признания некоторых эмигрантских критиков, книга ему не принесла. Работать таксистом Газданов продолжал вплоть до 1952 года. За это время он досконально изучил ночную жизнь Парижа и посвятил ее описанию свой четвертый и, пожалуй, лучший роман о судьбе русских эмигрантов «Ночные дороги» (1941).

Париж 1930-х глазами «Постороннего»

Произведения Газданова часто сравнивают с текстами Марселя Пруста и сочинениями французских экзистенциалистов Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Во всех его книгах имеют значение не столько события, происходящие с главным героем, сколько его реакция на них. Ни в одном тексте Газданова читатель не найдет стройной фабулы. Вместо этого разрозненные фрагменты, обрывки воспоминаний и происходящие в реальном времени ситуации смешиваются, превращаясь в сплошной поток сознания. Скрепляет повествование лишь какой-то центральный мотив. В «Ночных дорогах» это неприкаянность, безостановочное петляние по одним и тем же маршрутам, параллельно которому герой проваливается в такие же одинаковые воспоминания о встречах со знакомыми и клиентами из своего прошлого.

Виды ночного Парижа в романе напоминают обветшалые декорации грандиозного спектакля. Его широкие безжизненные авеню с богатыми домами из стекла плавно перетекают в узкие старые улочки, в лабиринтах которых «медленно умирает средневековье». Людей в сумеречном городе почти нет: лишь иногда одинокие рабочие или укутанные в оборванные меха проститутки плывут в густом тумане на тусклый свет автомобильных фар. Машина такси неторопливо скользит по зеркальному от дождя асфальту. Шофер словно пытается проехать пустой город насквозь, сбежать из него, но ничего не выходит: «точно спишь, и силишься, но не можешь проснуться». Каждое утро герой, возвращаясь в свою дешевую квартиру на метро, норовит прыгнуть под поезд — и точно знает, что никогда этого не сделает.

READ  1xbet App Download For Android Apk Or Ios Iphone In 2023

Внешне герой Газданова давно превратился во французского работягу. Редкие пассажиры из бывших интеллигентов порой распознают в нем своего и начинают отчитывать. Один из них, например, считает, что для сохранения человеческой сущности шоферу необходимо купить себе костюм. Вчерашние аристократы отчаянно цепляются за любые атрибуты оставленной в России «приличной» жизни, стараются не признавать происходящей с ними перемены. Однако водителю такси костюм не нужен: у него есть авто, в котором от холодных городских огней можно спрятаться и так.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

StakeOnline Casino